Поверхность

thumb 1
Фундаменты зданий, просторные помещения, защита конструкций
Первое впечатление об окружающем нас пространстве создастся яркостью и цветом ограничивающих его поверхностей. В греческой архитектуре солнечный свет использовался как средство выражения тектоники храма. Светом и тенью утверждается его структура и прежде всего его ордер конструктивная и пластическая основа греческого храма. Для зодчих барокко солнечный свет-средство создания живописных эффектов, соответствующих стилю архитектуры. Силуэтность храмов и ансамблей, их архитектурные формы, орнаментика, пластические приемы в русской архитектуре гармонируют с преобладающим диффузным освещением их облачным небом. Интерьер римского Пантеона гармония архитектуры и света. Свет, проникающий через световой проем в центре купола, создаст в помещении полусумрачное равномерное освещение, увеличивающее глубину пространства, которое кажется грандиозным. Свет акцентирует образ сооружения, создаст настроение зрителя, соответствующее назначению здания. Архитекторы прошлого широко использовали световую и темновую адаптацию и переадаптацию зрения. Так, египетские зодчие Нового Царства рассчитывали на эффекты восприятия, обусловленные переадаптацией зрения. Широко использовалась адаптация в архитектуре барокко. Последовательное нарастание яркостей и контрастов определяет последовательность восприятия, движения и характер впечатления. В этом отношении большой интерес представляет световая организация пространства древнерусских соборов и церквей. Самая светлая часть интерьера среднекрестие-центр композиции. Этим создавалось распределение яркостей и направление света, которое ассоциировалось с божественным светом, льющимся сверху. Подобный подход к использованию света характерен и для нового кафедрального собора в Ковентри (Великобритания) на месте разрушенного фашистами готического собора XIV-XV вв.